Новое видео
ВВА-14 в Центральном музее ВВС РФ Монино На заре 1960-х когда холодная война достигла одного из своих пиков Советский Союз стремился найти ответ на угрозу американских подводных лодок оснащенных баллистическими ракетами. Именно в этот момент на авиационной арене появился Роберт Людвигович Бартини предложивший создать уникальный амфибийный аппарат способный к вертикальному взлету и посадке. Его теория объединившая элементы философии и инженерной мысли предложила новый взгляд на транспортные средства объединяющие в себе лучшие характеристики самолетов вертолетов и судов.Первый опыт Бартини в области гидросамолетов МВА-62 показал обнадеживающие результаты. Эта разработка подтвердила возможность создания машины способной сочетать высокие скорости полета с возможностью взлета и посадки на любой водной поверхности. После успешных испытаний МВА-62 Бартини получил зеленый свет от партийных и инженерных кругов для разработки более масштабного проекта. Проект ВВА-14 начался на Бериевском авиационном научно-техническом комплексе в 1968 году. Роберт Бартини и его команда спроектировали амфибию которая могла бы приводниться и взлетать с воды идеально подходя для задач по обнаружению и уничтожению подводных лодок. Самолет оснащался поплавковым взлетно-посадочным устройством и кабиной экипажа которая в экстренном случае могла отделяться от основного корпуса обеспечивая безопасность экипажа. В первые годы разработки были построены три прототипа самолёта. Каждый из них тестировал разные функции: начиная от обычных взлётов и посадок до вертикального взлёта и обнаружения подводных целей. Конструкция ВВА-14 была выполнена из алюминиевых сплавов с применением антикоррозионных материалов для увеличения долговечности в морских условиях. Самолет приводился в движение двумя маршевыми двухконтурными двигателями Д-30М которые обеспечивали необходимую мощность для выполнения миссий. Компоновка и аэродинамика были специально адаптированы для работы в сложных условиях морской среды и для обеспечения максимальной функциональности аппарата в роли амфибии. Первый полет амфибии состоялся в 1972 году и показал что ВВА-14 полностью соответствовал поставленным задачам. Закат проекта ВВА-14 Основным камнем преткновения стала разработка и производство 12 подъемных турбовентиляторных двигателей которые должны были обеспечить вертикальный взлет. Задержки в разработке этих критически важных компонентов сильно замедлили проект. Решение о преобразовании ВВА-14 в экраноплан способный функционировать как в режиме самолета так и в режиме экраноплана пришло слишком поздно и не смогло спасти проект от закрытия. Конструкторские бюро Туполева и Ильюшина представившие более традиционные и экономически выгодные амфибийные самолеты стали серьезной конкуренцией для ВВА-14. Эти модели хотя и не обладали способностью вертикального взлета были проще и дешевле в производстве и эксплуатации. В итоге ВВА-14 оказался слишком дорогим и сложным для того времени что стало решающим фактором в принятии решения о закрытии проекта. Проект ВВА-14 закрыли в 1976 году вскоре после смерти Роберта Бартини который был ключевой фигурой и душой этого проекта. Хотя единственный построенный прототип показал положительные результаты в тестах он уже не мог конкурировать с другими самолетами приспособленными к тем же задачам. Несмотря на его неудачу ВВА-14 оставил после себя важное наследие в истории авиационного дизайна и разработки амфибийных самолетов. Сегодня единственный сохранившийся экземпляр ВВА-14 в версии экранолета находится в Музее авиации в Монино под Москвой. Тогда как второй прототип так и не поднявшийся в воздух находится в ТАНТК имени Г. М. Бериева в Таганроге Ростовская область. На данный момент первый аппарат подвергается реставрации благодаря усилиям группы волонтеров. Хотя не все идеи удалось реализовать этот самолет имеет особое значение в истории авиации как в России так и в мире и его нужно сохранить для будущих поколений любителей авиации.,
Категория видео: Техника и оборудованиеНовое видео